СОСТАВЛЕНИЕ И АУДИТ ДОГОВОРОВ

Составление и аудит договоров

Главной задачей при составлении (или аудите) договоров является минимизация возможных потерь клиента в будущем путем выявления скрытых юридических рисков. Также см. "Как выбирать поставщиков, чтобы доказать налоговикам должную осмотрительность"

Договор является основным документом, который регулирует товарно-денежные отношения. В качестве товаров может выступать сырье, услуга, продукция и даже финансы. См. "Как работает бизнес по договорам франшизы". Основная структура, правила составления договоров, условия заключения и положения были утверждены еще в 1955 году и являются действительными по сегодняшний день. Содержание договоров купли-продажи, аренды, займа и т.д. определяются законодательством РФ и ГК РФ.

Структура договора

Общепринятая структура договорных документов состоит из вводной части, описания предмета договора, перечисления дополнительных и прочих условий. В первой части всегда указывается наименование города, в котором происходит заключение договора, дата подписания и подробное наименование контрагентов и их представителей, а также название документа.

Для того чтобы грамотно составить договор аренды, купли-продажи, оказания услуг, необходимо обратить особое внимание на описание предмета договора. В этой части прописывается цена либо указывается сумма договора, форма и порядок взаиморасчетов, определяются сроки поставки продукции и возврата кредиторской задолженности. Именно этот пункт содержит большое количество «подводных камней», определить которые под силу лишь профессионалу.

В части об обязательствах указываются методы покрытия образовавшейся задолженности и определяются способы урегулирования споров. Здесь нужно обратить внимание на следующее - не появилось ли третье лицо, которое возьмет на себя дополнительные обязательства либо будет представлять интересы одной из сторон.

Строго говоря, правила составления договоров знает практически каждый юрист. Но не нужно напрягать воображение, чтобы сопоставить опыт штатного юриста и закаленного в судебных боях адвоката по договорным спорам. Поэтому, как только вы, уважаемый собственник или менеджер, выявили спор по договору или на горизонте появился крупный заказ, я рекомендую провести ревизию договоров, т.е. заказать аудит наиболее важных договоров в компании.

Аудит договоров

Аудит. т.е. проверка договоров на предмет выявления и минимизации скрытых рисков должен делать независимый профессионал. Это позволяет составить договор в ваших интересах без оглядок на сложившиеся отношения с контрагентами и своими работниками.

Но кто, если не вы спасете ситуацию, заказав аудит у профессионала, специализирующегося на договорных спорах?

Я, учился на хозяйственного юриста еще в доперестроечный период., а затем долга специализировался на договорных спорах, защищая интересы своих клиентов ведомственном, областном арбитражных судах всех инстанций. Реальный опыт правового обеспечения интересов сторон при разработке условий множества видов договоров я нарабатывал сопровождая сделки купли-продажи бизнеса, поставки, купли-продажи и пр. Я участвовал во множестве переговоров, искал тонкостей описания условий договора для снятия противоречий сторон, добивался разрешения самых разных договорных проблем (от понуждения к заключению, изменению, расторжению договоров и до реального исполнения договорных и обязательств).  

Поэтому, не застревайте на вопросе выбора специалиста - звоните мне, мы все обсудим и обо всем договоримся. Я знаю, что доля здорового прагматизма - хорошее противоядие против устоявшихся методов ведения бизнеса. Всегда стоит попробовать что такое настоящий профессиональный аудит договоров.

Для экономии средств и времени используйте — он-лайн проверку договоров. Высылайте документ на эл.адрес: baganov63@mail.ru  или записывайтесь на прием (8,-912-24-15-978 или 8-965-521-20-72) . Не забудьте указать сторону, которую вы в договоре представляете.

Постановка договорной работы 

Моя многолетняя практика исполнения заказов по «разработке договоров» показала, что на многих малых предприятиях есть необходимость отлаживания договорной работы юридических отделов. Юристы заказчика остаются довольны, т.к. от адвоката они получают надежные консультации и незаменимый опыт квалифицированного специалиста.
Выигрывает и сам бизнес заказчика, т.к. повышается эффективность работы с партнерами из-за оптимизации внутри организационных процедур.
Для начала организации договорной работы на любом предприятии обычно необходимо разработать локальный нормативный акт «о порядке заключения, изменения, расторжения, признания недействительными коммерческих договоров, организации учета, хранения и контроля за исполнением договорных обязательств».
В этом акте необходимо предусмотреть следующие разделы:

  • субъекты договорно-правовой работы

  • порядок, сроки заключения и хранения договоров (по инициативе самого предприятия и по инициативе контрагентов)

  • исполнение, изменение, расторжение предпринимательских договоров.

Дальнейшие практические шаги по заключению договора должны быть основаны на следующей методике:

1.

Для формирования оптимальных договорных отношений необходимо четко понимать цели, срок действия договора и экономическую выгоду. Например, для договоров в коммунальной сфере основная задача – обеспечить процесс предоставления коммунальных услуг в соответствии с заранее определенными параметрами (далее ставятся конкретные минимальные пороговые количественные и качественные показатели, которые должны обеспечиваться договорными обязательствами). Цели могут быть долгосрочными, среднесрочными (до 3-5 лет) и краткосрочными (до1 года). При сроке договора больше года в нем должны быть условия по пересмотру или досрочному расторжению.

2.

Риски заключения договоров с невыполнимыми или «кабальными» условиями резко снижаются, когда предприятие проводит тендеры и\или собирает информацию о деловой репутации и платежеспособности контрагентов.

Юридическая часть такого преддоговорного (а также при смене названия\реорганизации в ходе действия договора) контроля включает изучение полученных документов контрагента: копий устава, свидетельств о государственной регистрации юридического лица (ИП) и о постановке на учет в налоговых органах, выписки из ЕГРЮЛ (ЕГРИП).

В случаях, когда выполняемые работы определены законом как лицензируемые — необходимо истребовать заверенную копию лицензии со всеми приложениями, иначе можно делать вывод об отсутствие у потенциального подрядчика гражданской правоспособности, что влечет признание договора недействительным.

3.

Риски признания договора незаключенным минимизируются проверкой полномочий лиц, подписывающих договор. Если договор подписывает директор (другими словами — единоличный исполнительный орган), запрашиваются копия протокола общего собрания участников или акционеров о его назначении, а также выписка из ЕГРЮЛ. Когда договор подписывают лица по доверенности-к договору прикладывается копия доверенности, либо приказа о делегировании таких полномочий. Всегда надо проверять соответствии личности данным его паспорта.

4.

Риски признания крупной сделки (или сделки с заинтересованностью) оспоримой и применения последствий недействительности устраняются правовой экспертизой документов контрагента и своего предприятия. Несмотря на то, что к договорам, заключенным в процессе осуществления обычной хозяйственной деятельности, положения законодательства о крупных сделках не применяются, лучше перестраховаться и проверить сделку на предмет наличия признаков крупной сделки (см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 13 марта 2001 г. N 62 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность»).

5.

Правовая экспертиза включает обычно проверку: вида договорных отношений и применяемых к ним норм закона, наличия всех существенных условий и их соответствие действующему законодательству и специфике данного вида договора; четкости изложения текста, не допускающего двусмысленного толкования; отсутствия противоречий в условиях договора; соответствия содержания договора цели, которую преследует организация; истории возникновения и регистрации имущественных прав.

В некоторых договорах необходимо устанавливать зоны договорного обслуживания потребителей и планировать их расширение, т.к. иначе могут появиться конкуренты, поддерживаемые другой стороной договора.

Также важно сразу договориться о праве собственности на имущество, созданное или улучшенное в течение срока действия договора.

Для минимизации предпринимательского риска следует подобрать способы обеспечения исполнения обязательств, предусмотренные гл. 23 ГК РФ.

6.

Проект договора должен пройти визирование (на последнем листе договора или листе согласования) как минимум в экономическом, финансовом (налоговом), бухгалтерском отделах предприятия на предмет согласия с ценой договора, порядком и условиями оплаты, налоговыми последствиями и др.

В локальном акте может быть определено не только право визирующего, но и обязанность письменно изложить мотивы своего отказа в согласовании.

После подписания договора и проставления печати он направляется контрагенту для подписания и скрепления печатью (что означает вступлению договора в силу).

После подписания документов наступает этап надлежащего исполнения принятых сторонами обязательств.

В локальном нормативном акте необходимо определить, какие должностные лица (отделы, подразделения)  сопровождают дальнейшее исполнение договора, а также наделить их контрольными полномочиями по: срокам, полноте исполнения обязательств, соответствию выполненной работы заданию заказчика, порядку расчетов, своевременному оформлению результатов подрядных работ, подготовке предложений о продлении, изменении или расторжении договора. Ответственный исполнитель должен быть наделен полномочиями по представлению руководству предложений об урегулировании проблем при обнаружении нарушений качества, сроков поставки или оплаты и т.п.

Если такие меры не принесут положительных результатов, юристы приступает к предъявлению претензии или иска.

При полном исполнении сторонами обязательств договор прекращается, что подтверждается накладной или актом выполненных работ либо другими документами.

Договор со всеми приложениями и перепиской должен храниться на предприятии в течение сроков исковой давности – от 3 до 10 лет.

Если вы намерены успешно работать и не иметь проблем с договорами или в судах, обращайтесь за моими услугами представительства в арбитражных спорах и, конечно, вставайте на постоянное юридическое обслуживание.

О стоимости моих услуг см. здесь "Цены"


Поделится:
Яндекс.Метрика click fraud detection